Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Открытый урок по географии на тему: Этническая и языковая мозаика.

Методическая копилка - География

Открытый урок по географии на тему: Этническая и языковая мозаика.

Проведен 1 декабря 2014 года в 10 классе.

Цели:

Образовательные:- выявить географические особенности этнического и языкового состава населения мира;

-познакомить обучающихся с распространением языковых семей; продолжить работать с понятиями «этнос», «этнический состав населения»;

-сформировать представление о численности народов на Земле;

Развивающие: - совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическим материалом и на основе этого делать соответствующие выводы;

Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, формирование толерантного отношения к представителям различных народов.

Оборудование: настенная карта «Народы мира», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация «Этническая и языковая мозаика» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник, «География» методический журнал для учителей географии, экологии, природоведения. №1 2014г., №2 2014 г.

Индивидуальное оборудование: учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр», Географический атлас, таблица «Самые многочисленные народы мира», мобильные телефоны с выходом в интернет.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

Тип урока: изучение нового материала

Винакурова Ж.И.: На прошлом уроке мы начали изучать большой раздел «География населения», рассмотрели динамику численности населения, региональные особенности, вопросы демографии. Сейчас я зачитаю вам в

качестве эпиграфа слова лауреата Нобелевской премии мира 2003 г. Ширина Эбади. Послушайте и предположите, какая у нас сегодня будет тема урока .

«Люди не похожи друг на друга, как и их культуры….

Люди говорят на разных языках.

Люди рождаются с разным цветом кожи, и множество традиций окрашивает их жизненный путь в различные цвета и оттенки.

Люди одеваются по - разному и по – разному приспосабливаются к окружающей среде.

Люди проявляют себя по – разному. Эти разные стили находят отражение в музыке, литературе и искусстве.

Но, несмотря на эти различия, у всех людей есть нечто общее: все они человеческие существа….»

Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Ответы обучающихся: Этническая и языковая мозаика.

Тема нашего урока: Этническая и языковая мозаика.( открывается слайд1)

Слайд 2 Сегодня на уроке мы рассмотрим этнический состав населения, выявим географические особенности этнического и языкового состава населения Земли. Для работы на уроке нам понадобится учебник, «Мой тренажёр», атлас, таблица, дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет. На уроках географии в 9 классе мы с вами касались вопросов, связанных с этническим составом населения. Подумайте и скажите, как вы понимаете, что такое этнический состав населения?

Ответы обучающихся.

Этнический состав населения – это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Слайд 3. Поскольку мы будем говорить о разных этносах, давайте дадим определение: что же такое «Этнос»?

Ответы обучающихся

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.

Слайд 4. Низшая ступень общности – племя, средняя – народность, высшая – нация.

Современный мир – калейдоскоп народов, которых, по разным оценкам насчитывается от 4 до 5 тыс. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена. В Африке, в экваториальных лесах живут пигмеи. Они ещё находятся на стадии племени. Занимаются собирательством, охотой. А вот, например, французы - нация.

Слайд 5. Классификация национального состава.

Национальный критерий лежит в основе образования государств. Выделяют однонациональные, двунациональные и многонациональные государства.

Используя текст п.12 учебника , атлас, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №6 на с. 12 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

По завершении работы обучающиеся приводят примеры разных стран и показывают их на карте «Народы мира» или на политическом глобусе.

Несовпадение этнических и государственных границ приводит к разобщённости народов, а часто и к конфликтам. При выполнении домашнего задания к следующему уроку вы должны будете подобрать примеры таких конфликтов или территориальных споров. Обратите внимание, в северной части Африки границы государств представляют собой прямые линии. На определённом историческом этапе колонизаторы не учитывали компактное проживание народов. В результате близкородственные народы оказались «разрезанными» государственными рубежами.

По численности народы мира различны. 310 народов имеют численность более 1 млн. чел, но на них приходится 96% населения Земли.

Слайд 6. У вас есть таблица «Самые многочисленные народы мира в 2004 году». Вам необходимо проанализировать её, выписать первые 10 стран по численности населения, сравнить колонки цифр и  сделать вывод, как численность народа влияет на удельный вес в населении страны.

Ответы обучающихся с использованием карты и политического глобуса.

Слайд 7. Сейчас карту «Народов мира» мы будем использовать не только для того, чтобы показать государства, а в соответствии с её темой. Давайте сделаем анализ карты.

Ответы обучающихся. Карта по охвату территории мировая, по содержанию – тематическая, по масштабу – мелкомасштабная. Выполнена в цилиндрической проекции. Информация на карте изображена с помощью цвета.

Самая крупная единица языковой классификации – языковая семья, которая делится на языковые группы. Всего в мире 20 языковых семей. Определите по карте наиболее крупные.

Ответы обучающихся. Индоевропейская, сино – тибетская, афразийская.

Слайд 8. Определите, какие языковые семьи наиболее распространены в разных частях света.

Ответы обучающихся.

Слайд 9.Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 7 человек, у нас получатся микрогруппы. Каждая микрогруппа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в интернет. При подготовки к ответу обратите внимание на рис.22 на с.54 и рис. 23. на с. 55. учебника.

Задания 1 группы:

Рассмотрите карту «Распространение языковых семей», ответьте

А. Какие языковые семьи являются наиболее распространёнными в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии?

Б. Назовите и покажите, где распространены изолированные языки.

Задание 2 группы:

А. Каковы особенности национального состава населения России?

Б. Как они классифицируются по языковому признаку?

Задание 3 группы:

А. Проанализировав таблицу «Наиболее распространённые языки мира в начале 21 века», назовите и покажите на карте районы распространения этих языков.

Б. Приведите конкретные примеры стран, где государственным языком является английский. Почему так произошло?

Задание для 4 группы:

А. К числу наиболее распространенных языков мира относятся хинди, урду, пенджаби, телугу. В какой стране живут люди, говорящие на них.

Б. Приведите конкретные примеры стран, где государственным языком является испанский, французский. Почему так произошло?

По завершению работы каждая группа выходит к доске и, используя карту «Народы мира», а одна группа использует карту России, дают ответы на вопросы.

Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

Слайд 10

Установите соответствие между странами и государственным языком ( языками)

Слайд 11 Выберите верные утверждения.

Слайд 12. Определите многочисленный народ и страну проживания указанной группы народов.

Ответы обучающихся.

Рефлексия:

Самооценка.

Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

Моя оценка за работу на уроке

Что я узнал?

Чему я научился?

В чём затрудняюсь?

Что для этого надо повторить?

Какими умениями я должен овладеть?

Какие задачи\ упражнения для этого надо решить\ сделать?

             

         Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

Сегодня мы рассмотрели этническую и языковую мозаику народов, работали с разными источниками информации, делали выводы, решали работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание. П. 12. и подготовить сообщение «Межнациональные конфликты в разных странах».

Всем спасибо за внимание.

Учитель географии: Винакурова Ж.И.