Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

Методическая копилка - География

Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

Проведен в 10 классе 17 февраля 2015 года в рамках семинара учителей географии «Современные технологии в преподавании географии»

Цель:

Рассмотреть и систематизировать изменения, произошедшие на политической карте мира;

Задачи:

Образовательные: - рассмотреть понятие «Политическая карта мира» в широком и узком смысле;

- изучить периоды формирования политической карты мира и их содержание;

- дать качественную и количественную характеристику политической карте мира;

- познакомить с понятиями «страна» и «суверенитет»,

Развивающие: - совершенствовать навыки работы со специальными картами, статистическим материалом и компьютером, и на основе этого делать соответствующие выводы, умозаключения;

Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в малых группах;

-развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование высоких моральных и волевых качеств, необходимых привычек поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Базовый уровень: давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;

Повышенный уровень: оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации, используя информацию современных СМИ;

Формировать следующие УУД:

Личностные:

формирование географической культуры личности, расширение географического кругозора , гражданского патриотизма, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные: пользоваться тематическими картами, таблицами, схемами, строить сообщения в устной форме, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение определять понятия; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

Образовательные технологии:

исследовательский метод, метод групповой работы.

Оборудование: настенные карты «Политическая карта мира», «Политическая карта Европы», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник.

Индивидуальное оборудование: учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, Географический атлас, мобильные телефоны с выходом в Интернет, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», смайлики.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

Тип урока: изучение нового материала

Винакурова Ж.И.: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я решила начать с загадки.

Слайд 1

В географии чертёж

На ковёр большой похож.

На нём каждая страна

Из конца в конец видна.

Что это такое?

Ответы обучающихся: политическая карта мира.

ВЖИ: Действительно, изучив вопросы, касающиеся культуры, цивилизаций и религий мы подошли к разделу «Политическая карта мира».

Слайд 2

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важнейший инструмент для исследований, в том числе в политической географии – ветви экономической и социальной географии»

Какую информацию несёт ПКМ?

Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе вы согласны?

Какие процессы не отражает ПКМ?

Ответы обучающихся

С политической картой мира мы работали и в предыдущих курсах географии. Как вы думаете: какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Обратите внимание на вопросы в начале параграфа 20.

Ответы обучающихся: вопросы формирования политической карты мира, дать количественную и качественную характеристику политической карты мира, что бы перейти к изучению главных объектов ПКМ.

Тема нашего урока: Формирование политической карты мира ( открывается слайд 3)

Слайд 4 Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «политическая карта мира» в узком и широком смысле, используя знания истории, литературные источники, рассмотрим периоды формирования политической карты мира, познакомимся с понятиями «Страна» и «Суверенитет», дадим качественную и количественную характеристику политической карте мира.

Для работы на уроке нам понадобится учебник География. Современный мир Гладкий, Николина, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, географический атлас, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет.

Слайд 5 ( из 5 - 6 изображений ПКМ в разные периоды)

Многоликий природный фон Земли дополняется культурно – историческим и социально – экономическим разнообразием стран и народов. Множественный характер состояния культуры и цивилизации отражает политическая карта мира. Она включает взаимосвязанные объекты: географические (страны, территории) и этнические (народы). Поэтому облик мира всегда определяется пространством, где происходят события жизни, временем их свершения и народами, существующими в пространстве и времени в качестве действующих персонажей на театре истории. Поскольку мы будем говорить о политической карте, об этапах её формирования, давайте проанализируем карту и дадим определение: что же такое «Политическая карта»?

Ответы обучающихся

Слайд 6

Политическая карта – 1) в широком смысле – свод сведений о политической географии мира, совокупность стран и народов, взятых во всей исторической сложности общественных отношений;

2) в узком смысле – специальная карта, отображающая территориально – политическое деление земного шара.

Винакурова Ж.И. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий её развития. В процессе её формирования выделяют несколько периодов.

Характеристика исторических периодов формирования ПКМ.

Выступление обучающихся по выполненным опережающим заданиям:

Слайд 5 Древний период Тамарова Т.( работает с картой Древнего Египта           + видеофрагмент о Древнем Риме) Проходят столетия и тысячелетия, а интерес к истории народов не утихает.

Слайд:6 Средневековый период Татьянченко Т.

Слайд 7:Новый период: Позднякова А.( карта «Великие географические открытия» и портреты первооткрывателей)

Слайд 8: Новейший период Гекова изменения после 2 мир.войны

( карта изменения после 1 мир. войны)

Слайд 9: Современный период Рукин Н.

ВЖИ: Как вы думаете, какие изменения возможны на ПКМ в ближайшие 50 лет?

Ответы обучающихся

Коллаж из фото : мировых войн, «горячих точек» и др.

Используя текст п.5 учебника , дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №2   на с.18 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

По завершении работы обучающиеся называют особенности формирования политической карты мира каждой эпохи.

Александр Украйченко Читает ученик Аникеев А.

Политическая карта мира

Сто лет назад мир был иным

Взгляните - ка на карту:

Колонии рассеялись как дым,

И стали суверенны государства.

Изменчив мир, он не стоит на месте,

Границы движутся туда – сюда.

В мире стран сейчас за двести,

Их чисто меняется всегда.

.Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 8 человек, у нас получится 2 группы. Каждая группа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в Интернет.

Слайд 7

Задания 1 группы: Распечатано для группы

Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны» и политической картой мира

Ответьте на вопросы:

  1. Какой год можно назвать годом Африки. Почему?
  2. Характерной чертой Политической карты мира после второй мировой войны является крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стан. Укажите часть света с наибольшим количеством стран, добившихся политической независимости в этот период.

Задание 2 группы: Распечатано для группы

1.Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», политической и контурной картами мира ответьте на вопросы:

1.Что объединяет следующие страны: Мали, Камбоджа, Габон?

А) Эти страны являются однонациональными;

Б) Это бывшие колонии Франции;

В) имеют выход к Индийскому океану.

2.Нанесите на контурную карту государства Океании, добившиеся политической независимости в 1986 году.

Выступление групп по предложенным вопросам.

Слайд 8. Характеризуя данные изменения на ПКМ уместно объяснить понятия : «страна» и «суверенитет». Попробуйте самостоятельно найти определения этих понятий, используя телефоны с выходом в интернет и словари. Один человек работает с ноутбуком.

Страна - в политико - географическом отношении – территория, имеющая определённые границы, пользующаяся государственным суверенитетом или же находящаяся под властью другого государства.

Суверенитет – независимость государства во внешних или внутренних делах; основной принцип современного международного права и международных отношений.

Сегодня мы познакомимся с качественными количественными изменениями, происходящими на политической карта мира.

Слайд 9

Анализ рис.31 на с.88. Назовите количественные изменения и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Назовите качественные изменения на политической карте мира и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

Слайд 10

Определите, в каких случаях речь идёт о качественных изменениях на политической карте мира, а в каких – о количественных?

В 1990 г. Йеменская Арабская республика НДРЙ объединились в единое государство – Йеменская республика.

По данным института морской геологии и геофизики ДВО РАН в результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался участок суши общей площадью 3 км2. К образованию ещё одного участка в 1.5км2ПРИВЕЛО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА Пик Сарычева на курильском острове Матуа в июне 2009г.

В 1993 году возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

Часть территории Нидерландов – это земли, отвоёванные у моря, что привело к изменению политической карты страны.

Слайд 11 Какого региона на ПКМ изменения коснулись в наименьшей степени, и его можно считать самым устойчивым регионом на ПКМ?

Слайд 12.Какой регион самый богатый на образование новых государств?.

Ответы обучающихся.

Слайд 13 Баренцево море

15сентября 2010 года Президент РФ и премьер – министр Норвегии подписали договор о разграничении зон юрисдикции в Баренцевом море.

Фото. О каких изменениях идёт речь?

Вывод: ПКМ свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико – географические изменения, образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государства, столиц и многое другое. Все эти элементы составляют основное содержание политической карты мира.

Рефлексия:

Самооценка.

Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

Моя оценка за работу на уроке

Что я узнал?

Чему я научился?

     

         Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

Если бы вы сейчас писали другу СМС о проведенном мероприятии, то какой бы смайлик вы поставили в конце?

Обучающиеся поднимают смайлики.

Сегодня мы рассмотрели этапы формирования ПКМ, работали с разными источниками информации, делали выводы, работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание.

Слайд14

П.20 и для учащихся, желающих получить более высокую оценку предлагаю выполнить задание №9 на с.89.

Слайд 15

Спасибо за внимание