Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Мини - экспедиция в дубраву

Методическая копилка - Дополнительное образование

Мини - экспедиция в дубраву

 Педагог дополнительного образования Курского областного детского эколого – биологического центра: Винакурова Жанна Ивановна

 Экологический профиль

Октябрь 2012 год

Скачать материал

Мини - экспедиция в дубраву была организована и проведена  с обучающимися 2 -7 классов МБОУ «Полянская средняя общеобразовательная школа»  30 сентября 2012 года. Информация о мини – экспедиции размещена на  сайте www/kur-polya.ru

Программа мини – экспедиции включала в себя ознакомительную экскурсию, работу с простейшими приборами, визуальные наблюдения.

Ценность мини – экскурсии заключается в том, что преодолевается мозаичность  познавательного процесса. Все приобретённые навыки, умения и знания из различных областей сливаются в единый инструментарий приобретения новых знаний

Цель мини -экспедиции: изучение дубравы как открытой экосистемы, обогащение личного чувственного и интеллектуального опыта обучающихся;

Задачи:

Обучающие:

- изучить древесный  состав и травянистый  покров дубравы;

- рассмотреть почвозащитную и водоохранную роль дубравы;

- изучить энтомофауну дубравы;

-научиться определять высоту деревьев с помощью линейки и рулетки;

- научиться измерять толщину ствола для определения примерного возраста дуба на последующих занятиях кружка;

- научиться работать с полевым дневником;

Воспитывающие:

- воспитание потребности в культурном познавательном досуге;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- использовать народный фольклор для создания поэтического образа дубравы;

-воспитывать бережное отношение к природе;

Развивающие:

-развивать жизненно важные навыки и умения, связанные с поведением человека в лесу;

- развивать наблюдательность, способность к анализу;

- формировать высокие коммуникативные навыки;

Оборудование: линейки ( 20 см) -8 штук, рулетка ( 5 м ) -1 штука, саперная лопатка в чехле 1 штука, топор в чехле -1 штука, котелок на 5 литров с крышкой -1 штука,  компасы 5 штук, стеклянные баночки с отверстиями в крышках,  рюкзаки по количеству участников похода.

Работа, предшествующая мини - экспедиции в дубраву:

  1. Подготовка  группы  биологов ( заранее изучают растительность, характерную для дубравы);
  2. Подготовка группы энтомологов ( заранее изучают насекомых, которых можно встретить в дубраве);
  3. Подготовка группы картографов ( знают и умеют ориентироваться по компасу, составлять простейший план маршрута).

Сбор у школы. Регистрация участников мини -  экспедиции. Проверка  наличия необходимого оборудования, экипировки, самочувствия.

Проезд до конца деревни 2-е Анпилогово на автобусе Курск   - Анпологово. В начале движения  необходимо напомнить каждой группе задачи данного мероприятия.

Группа картографов измеряет  азимут и вычерчивает простейший план движения к дубраве.

Биологи:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой. И блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твоё молчание немое

И твой таинственный язык

Как что – то близкое, родное.

-Мы оказались в лесу  рядом с огромным дубом. Дуб – лиственное дерево. У него пышная и кудрявая крона. Ствол у дуба тёмно – серый, он покрыт толстой корой. Дубовый лес называется дубравой. Дубравы являются основным типом лесов в Курской области. Дубовые леса покрывают отдельными массивами водоразделы ( водораздельные дубравы), крутые берега речных долин ( нагорные дубравы), поймы ( пойменные дубравы), балки и овраги ( байрачные леса). Наша дубрава находится на дне и склоне балки. Поэтому это байрачная дубрава. Основной причиной вырубки дуба является то, что он имеет прочную древесину.

Учитель: Под дубом мы видим много жёлудей.  Возьмите все в руки по одному желудю. Плодоносить дуб начинает с 40 – 60 лет. Желудь, который мы держим в руках , может превратиться со временем в огромное дерево, а может и не превратиться… Зимой желуди часто погибают от мороза.  Летом высыхают от засухи и уже не могут прорасти, от лишней влаги  загнивают и тоже не прорастут. Получается, что в жёлудях слабость дуба.

Биологи:  - В лесу есть много птиц, зверей, которые способствуют распространению  жёлудей. Это сойки, полёвки, мыши, белки. Жёлуди созревают со второй половины сентября по ноябрь. В самом жёлуде много питательных веществ. В прежние времена люди собирали жёлуди, сушили их и использовали для приготовления  кофе, который очень полезен при заболевании сердца.

Для пилки и рубки,

Для сапог и шубки,

В корзинке – свинарке,

К столу – для заварки.

В давние времена,  когда человек жил в согласии с природой, по листопаду судили о зиме. Существовала народная примета: «В начале октября листья с дуба не полностью опадают – к позднему снегу и холодной зиме, ранний листопад к ранней зиме, поздний – к продолжительной суровой зиме.»

Учитель: Зная такую примету, будем наблюдать за листопадом  и сделаем вывод о предстоящей зиме.

Передвигаясь по дубраве, мы время от времени встречаем пни. Говорят, что бы вырастить дуб из жёлудя, необходимо высверлить  в пне отверстие и с комом земли посадить жёлудь. Маленький дубок будет в безопасности, а пень со временем раскрошится.  Положите жёлудь к себе в рюкзак. Пусть он вам напоминает о сегодняшней мини - экспедиции.

Биологи: Дуб – дерево долгожитель. Первые 10 лет дуб растёт медленно, интенсивный рост в высоту в 20 – 80 лет, впоследствии, ствол и ветви утолщаются. Дуб может прожить 500 и более лет.

Сейчас предлагаем вам измерить окружность ствола у основания и на высоте 1м 30 см. Результаты измерений записываем в полевой дневник. На занятии кружка «Наш лес » мы научимся определять возраст дуба.

Учитель: Дубы производят впечатление силы и мощи. Это дерево может вырасти до 55 метров. Давайте с вами определим высоту  одного дуба. Для этого нам понадобятся линейки по 20 см и рулетка.  Дуб выбираем так, чтобы легко можно было к нему подойти. Нам нужно будет измерить расстояние от человека до дуба.

Итак, отходим от дуба на расстояние, необходимое для того, чтобы линейка на вытянутой руке закрывала дуб от земли до верхушки.

Теперь необходимо умножить расстояние от человека до дуба ( перевести при этом метры в сантиметры) на длину линейки ( 20 см) и разделить произведение на длину вытянутой руки ( 50 см).

Расстояние от человека до дуба -29 метров ( 2900 см), умножаем на 20 см, получаем 58000 см. Теперь 58000 делим на 50 см и получаем 1160. Высота дуба 11м 6о см.

Давайте пройдём внутрь дубравы и познакомимся с растениями, которые растут вместе с дубами.

Биологи: Среди деревьев мы видим рябину, черёмуху. Встречается очень красивый кустарник – бересклет бородавчатый. Если провести пальцем по коре, то ощущаются бородавки. От них пошло название растения. Сейчас мы не увидим эфемероидов. Это многолетние растения с коротким периодом вегетации и длинным периодом покоя. Среди них встречаются чистяк весенний, пролеска сибирская, гусиный лук жёлтый. Сейчас мы видим растение, лист которого похож на след копыта. Это копытень европейский. Кроме него видим сныть обыкновенную, буквицу преувеличенную, медуницу неясную. Неизвестные растения мы фотографируем, некоторые  из них забираем с собой, что бы в дальнейшем определить их названия.

Учитель: Теперь давайте послушаем энтомологов.

Энтомологи: Наука энтомология изучает насекомых.  Посмотрите, дубрава даёт убежище , питание и служит местом выведения потомства многих насекомых и птиц. Около 200 видов насекомых видят в дубе источник питания. Пчёлы собирают на дубе много высокопитательной пыльцы, в отдельные годы с женских цветков собирают нектар. Даже после смерти дуб не утрачивает своего значения. Личинки жука оленя поедают его древесину. Осы- землерои используют проеденные личинками жука ходы для откладывания яиц.

Сейчас мы соберем некоторых насекомых в заготовленные баночки, чтобы определить их названия, а затем выпустить.

( Идёт сбор насекомых)

Самый известный жук – олень, но нам он не попался. Длина его тела от 25 до 75 мм.  Много видим красных лесных муравьёв с длиной тела 9 -11 мм.  Нам попалась бабочка. У неё сравнительно большая голова, длина тела 2 см. размах крыльев 55мм. Это дубовый коконопряд. Дубовый короед нам не встретился. Очень жаль, потому что  у него необычное строение ротового аппарата.  Попалась оса. Мы её выпускаем  сразу.  Одно насекомое мы не определили. Сделаем это на привале с помощью определителя.

Учитель: - Ребята, изучая растения и насекомых дубравы, хочу обратить ваше внимание на грибы. Среди них встречаются бледные поганки. Помните, это ядовитый гриб, его нельзя даже трогать руками. Давайте вспомним правила сбора грибов:

- нельзя собирать грибы у дорог с интенсивным движением;

- нельзя собирать грибы, в названиях которых ты сомневаешься;

-нельзя сбивать ногами мухоморы, ими лечатся животные.

Помните, что вы должны приходить в лес друзьями.

Сейчас мы должны немного отдохнуть и найти место для костра. Помните, нельзя разводить костры под кроной деревьев, нельзя оставлять непотушенный костёр. Дрова для костра должны быть сухими.  Нельзя для этой цели рубить молодые деревья.

Место для костра выкапываем  сапёрной лопаткой. Дёрн складываем вокруг ямы. Собираем хворост и разводим костёр.  Кипятим воду и организуем чай с бутербродами. Во время привала биологи загадывают  загадки:

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

 

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета,

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.(жёлудь)

 

Берёт сойка в носок

Самый лучший кусок.

А что останется-

Свинке достанется. (жёлудь)

Малые детки сидят на ветке,

А подрастут – на землю спрыгнут. ( жёлуди).

Учитель: - Теперь давайте поиграем в игру «Съедобное - несъедобное» . Я буду называть растения или грибы, а вы говорите, съедобны они или нет.

Слова для игры: Сыроежка, купена лекарственная, рябина, черёмуха, вороний глаз, бледная поганка, белый гриб, осина, берёза, копытень европейский, сныть обыкновенная, репейник, калина. Молодцы, ребята. Вы правильно назвали съедобные растения и грибы.

Энтомологи: Сейчас  по определителю насекомых мы определим  названия тех насекомых, которые у нас в баночках:    небольшие жучки до 15 мм , это жужелицы. Они хищники. Питаются личинками насекомых.

Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на могучих дубов великанов, попытаемся представить сколько им лет, свидетелями каких событий они могли стать. Дубравы выполняют почвозащитную и водоохранную роль. Вы все видели дубовые посадки между полями. Они задерживают снег зимой, чтобы в почве было больше влаги, не дают ветру сильно разгоняться, чтобы не высушивал почву. Не обмелеют реки там, где растёт лес в его пойме или на правом крутом берегу.

Наш костёр мы заливаем водой, затем закапываем. Смотрим, чтобы после нас не осталось мусора.  Мы возвращаемся домой. Картографы следят за изменением маршрута движения и намечают его на бумаге.

По пути домой нам встречаются заросли тёрна, шиповника. Участники мини - экспедиции рассказывают о пользе этих ягод для человека и для животных.

Нам встретилось поле с озимой пшеницей. Здесь заложена основа будущего урожая. Вот и школа.  Подводим итог нашему мероприятию.  Группе  картографов необходимо вычертить схему маршрута и дать его описание. Группе биологов и группе энтомологсв подготовить сообщения  по изучению  дубравы для школьной конференции.  После сдачи группового оборудования все расходятся по домам.

Используемые источники:

Р.В. Кабанова, М.Р. Кудинова, Л.Б. Соколовский География Курской области. Учебное пособие для учащихся школ Курской области. Курск -1997

Материалы экскурсии в курский краеведческий музей.

Интернет ресурсы.