Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Методические рекомендации по организации лыжного похода – экскурсии

Методическая копилка - Дополнительное образование

Методические рекомендации по организации лыжного похода – экскурсии.

Лыжные походы – экскурсии проводятся с целью развития интереса к изучению природы родного края , воспитания любви к своей малой родине, организации полезного досуга.

Прежде чем отправиться в лыжный поход – экскурсию, необходимо ясно представить его основные цели и задачи, наметить тему, записать, какие вопросы необходимо выяснить, на что нужно обратить внимание.

Лыжный поход – экскурсия менее продолжительный во времени, чем экскурсии летом, весной или осенью. Приходится учитывать небольшую продолжительность дня, низкие температуры, ветер. В основном лыжный поход – экскурсия  рассчитан на 1 день.

На предварительных собраниях группы необходимо говорить об охране природы. Важно, чтобы наш поход – экскурсия не был болезненным для природы. Чтобы не засорялись туристические маршруты, не разрушались памятники природы, не возникали пожары в  лесных массивах нужно со школьных лет воспитывать бережное отношение к природе.

Одно из направлений воспитательной работы с юными туристами – развитие нравственно – этических взглядов на природу. Нужно настойчиво разъяснять учащимся, что необходимо ограничивать свои потребности при общении с природой, подчёркивая, что блага, приносимые природой, являются общим достоянием. В условиях лыжного похода – экскурсии это означает, что в каких –то  обстоятельствах надо идти на ограничение личных и групповых планов и желаний. Любой поход не есть отдых  от обязанностей, налагаемых обществом на человека. Будучи на  едине с природой мы остаёмся членами коллектива, несём перед ним  ответственность и подчиняем его интересам свои. Воспитание в условиях лыжного похода – экскурсии  чувства ответственности и беспокойства за окружающую природу органически входит в работу по формированию высоких чувств патриотизма у учащихся.

В воспитании бережного отношения к природе – развитие эстетического отношения к ней. Важно подвести учащихся к мысли  о необходимости бережного отношения к природе на только потому, что она способствует нашему оздоровлению, даёт лесную тень, обеспечивает сырьём промышленность, а и потому, что в ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изящество цвета. Развивать эстетическое, эмоциональное отношение к природе можно  при осмотре ландшафтов,  в беседах на походном привале, во время небольших остановок на маршруте. В объяснении нуждаются проблемы ,на первый взгляд кажущиеся элементарными. Например, прослушивание громкой музыки на сотовом телефоне. Казалось бы, его можно было бы свести только к проблеме общей культуры человека, а воспитание у учащихся бережного отношения к природе здесь ни при чём. Это не так. Шум – один из серьёзных врагов здоровья: он вызывает слуховые расстройства, неврозы, желудочно – кишечные заболевания, стрессовое состояние. Чем выше по тональности шум, тем выше частота звуковых колебаний, тем вреднее он для человека и других живых организмов.

Большое значение в походе – экскурсии играет личный пример учителя. Собираясь в поход надо не забыть хлебные крошки, семена, кусочки несолёного сала – всё, что так необходимо пернатым  в пору зимней бескормицы.

Важный вопрос – питания  участников лыжного похода – экскурсии. Предполагается, что все плотно позавтракают дома. В середине дня мы рекомендуем устроить непродолжительный привал.  Чтобы не рубить деревья для разведения костра, можно предложить бутерброды с чаем из термоса.

Темы лыжных походов – экскурсий могут быть самыми разнообразными: «Тайны зимнего леса», где можно откопать зимующие под снегом растения, рассмотреть деревья как живые организмы;  «Мороз и солнце, день чудесный…» выявить особенности антициклональной погоды зимой, рассмотреть состояние снега, измерить его температуру; «О чём кричит ворон»  о поведении птиц в брачный период, об их повадках и т.д.

Мы назвали наш поход – экскурсию «Открытая книга природы».

После возвращения учащихся домой работа по изучению родного края не заканчивается. Всем предлагается написать  небольшой отзыв о  лыжном походе – экскурсии. Позже, на одном из заседаний школьного научного общества, мы сделаем презентацию из имеющихся фотографий.

И, наконец, краеведческая конференция. Среди прочих выступлений и исследований участники лыжного похода отчитываются об увиденном, о проделанной работе.

При организации лыжного похода – экскурсии необходимо помнить, что для юного человека наблюдательность – это и своеобразное искусство, и тренированность взгляда,  а нередко и цель путешествия. Потребность в новых сведениях о жизни окружающей среды, познавательный интерес к её развитию, творческая увлечённость в туристском «первооткрывательстве» её тайн – все эти характерные для юного путешественника черты надо поддерживать и правильно направлять.