Методические рекомендации по организации лыжного похода – экскурсии
Автор: Винакурова Ж.И., Татьянченко О.А.
Методическая копилка -
Дополнительное образование
Методические рекомендации по организации лыжного похода – экскурсии.
Лыжные походы – экскурсии проводятся с целью развития интереса к изучению природы родного края , воспитания любви к своей малой родине, организации полезного досуга.
Прежде чем отправиться в лыжный поход – экскурсию, необходимо ясно представить его основные цели и задачи, наметить тему, записать, какие вопросы необходимо выяснить, на что нужно обратить внимание.
Лыжный поход – экскурсия менее продолжительный во времени, чем экскурсии летом, весной или осенью. Приходится учитывать небольшую продолжительность дня, низкие температуры, ветер. В основном лыжный поход – экскурсия рассчитан на 1 день.
На предварительных собраниях группы необходимо говорить об охране природы. Важно, чтобы наш поход – экскурсия не был болезненным для природы. Чтобы не засорялись туристические маршруты, не разрушались памятники природы, не возникали пожары в лесных массивах нужно со школьных лет воспитывать бережное отношение к природе.
Одно из направлений воспитательной работы с юными туристами – развитие нравственно – этических взглядов на природу. Нужно настойчиво разъяснять учащимся, что необходимо ограничивать свои потребности при общении с природой, подчёркивая, что блага, приносимые природой, являются общим достоянием. В условиях лыжного похода – экскурсии это означает, что в каких –то обстоятельствах надо идти на ограничение личных и групповых планов и желаний. Любой поход не есть отдых от обязанностей, налагаемых обществом на человека. Будучи на едине с природой мы остаёмся членами коллектива, несём перед ним ответственность и подчиняем его интересам свои. Воспитание в условиях лыжного похода – экскурсии чувства ответственности и беспокойства за окружающую природу органически входит в работу по формированию высоких чувств патриотизма у учащихся.
В воспитании бережного отношения к природе – развитие эстетического отношения к ней. Важно подвести учащихся к мысли о необходимости бережного отношения к природе на только потому, что она способствует нашему оздоровлению, даёт лесную тень, обеспечивает сырьём промышленность, а и потому, что в ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изящество цвета. Развивать эстетическое, эмоциональное отношение к природе можно при осмотре ландшафтов, в беседах на походном привале, во время небольших остановок на маршруте. В объяснении нуждаются проблемы ,на первый взгляд кажущиеся элементарными. Например, прослушивание громкой музыки на сотовом телефоне. Казалось бы, его можно было бы свести только к проблеме общей культуры человека, а воспитание у учащихся бережного отношения к природе здесь ни при чём. Это не так. Шум – один из серьёзных врагов здоровья: он вызывает слуховые расстройства, неврозы, желудочно – кишечные заболевания, стрессовое состояние. Чем выше по тональности шум, тем выше частота звуковых колебаний, тем вреднее он для человека и других живых организмов.
Большое значение в походе – экскурсии играет личный пример учителя. Собираясь в поход надо не забыть хлебные крошки, семена, кусочки несолёного сала – всё, что так необходимо пернатым в пору зимней бескормицы.
Важный вопрос – питания участников лыжного похода – экскурсии. Предполагается, что все плотно позавтракают дома. В середине дня мы рекомендуем устроить непродолжительный привал. Чтобы не рубить деревья для разведения костра, можно предложить бутерброды с чаем из термоса.
Темы лыжных походов – экскурсий могут быть самыми разнообразными: «Тайны зимнего леса», где можно откопать зимующие под снегом растения, рассмотреть деревья как живые организмы; «Мороз и солнце, день чудесный…» выявить особенности антициклональной погоды зимой, рассмотреть состояние снега, измерить его температуру; «О чём кричит ворон» о поведении птиц в брачный период, об их повадках и т.д.
Мы назвали наш поход – экскурсию «Открытая книга природы».
После возвращения учащихся домой работа по изучению родного края не заканчивается. Всем предлагается написать небольшой отзыв о лыжном походе – экскурсии. Позже, на одном из заседаний школьного научного общества, мы сделаем презентацию из имеющихся фотографий.
И, наконец, краеведческая конференция. Среди прочих выступлений и исследований участники лыжного похода отчитываются об увиденном, о проделанной работе.
При организации лыжного похода – экскурсии необходимо помнить, что для юного человека наблюдательность – это и своеобразное искусство, и тренированность взгляда, а нередко и цель путешествия. Потребность в новых сведениях о жизни окружающей среды, познавательный интерес к её развитию, творческая увлечённость в туристском «первооткрывательстве» её тайн – все эти характерные для юного путешественника черты надо поддерживать и правильно направлять.